Перекрёсток времён

17 августа 2018 11:11


В год, когда Церковь отмечает 1030-летие Крещение Руси, наша скромная северная земля, хранимая молитвами преподобного Леонида Устьнедумского, уже в девятый раз собрала уважаемых гостей, дорогих друзей, преданных читателей на краеведческих православных, ставших уже традиционными, чтениях. Пробуждение интереса земляков и жителей к культурно-историческому и духовному наследию Лузского района привлекает внимание и с каждым годом возрастает. Да и тема чтений соответствует сегодняшнему времени: «1918-2018. Перекрёсток времён: страницы истории и духовные традиции».

С новыми фактами из истории Устьнедумского Введенского храма познакомила начальник отдела научно-справочного аппарата Государственного архива Кировской области И.Б. Лупанова. Работая с архивными документами, Ирина Борисовна привела некоторые сведения из летописи Устьнедумской Богородицкой церкви, хранящейся в Великоустюгском архиве Вологодской области за период с 1868-1895 гг. В течение нескольких десятилетий в приходе церкви велись летописи, в которых фиксировались представления о прошлом, события повседневной жизни, история церкви, страны в целом. Церковно-приходская летопись отражала менталитет приходского духовенства, фиксировала многие стороны общественного сознания прихожан, в первую очередь, крестьян. Из них можно узнать о церковных зданиях, количестве земли, о строительстве и переустройстве церкви, её внутреннем убранстве, священно-церковнослужителях и о многом другом. Например, в 1877 году на колокольне были установлены «древние, боевые часы, возраст которых уже в то время насчитывал более 100 лет». Прихожане заботились о гробнице преподобного Леонида «в 1872 году на средства благотворителей устюгским мещанином Андреем Архиповым была сооружена резная сень, покрывавшая гробницу», получен «бронзовый высеребренный киот для древнего напрестольного кипарисного креста, выложенного золочённым басманным серебром с чеканными серебристыми клеймами». Этот крест значился в описании монастыря, составленной в 1633 году и можно полагать, что использовался ещё самим основателем – преподобным Леонидом. Изучая летопись, предстоит открыть еще много неизвестных страниц из истории монастыря и жития преподобного.

Двадцатый век очень непростой в судьбе нашей Родины, страны и народа. Каждый верующий знает, что его вера будет подвергнута испытанию. Библия на этот счёт не оставляет никаких сомнений. Испытаний не избежит никто. Задается вопрос: а зачем нужны испытания? Какой в них смысл? История земного пути монахини Елисаветы (Видякиной), игуменьи Покровско-Богородицкого женского монастыря, веры, испытаний, выпавших на долю этой женщины, была рассказана Н. В. Шевелевой, зам. директора Кировского экономико-правового лицея. Женский Покровско-Богородицкий монастырь близ Пищалья начал действовать в 1908-м, а закрыт был в 1924-м. Основали его две бывшие насельницы Знаменско-Мариинского Яранского монастыря – Екатерина Ивановна Видякина и Татьяна Алексеевна Савиных. Надежда Викторовна с искренним состраданием поведала о судьбе монастыря, о монахинях, жизнь которых была наполнена трудом и служением Богу и у большинства завершилась трагически после установления советской власти, когда на смену вере пришел воинствующий атеизм.

Не менее трагической сложилась судьба архимандрита Сергия (в миру – Василий Петрович Савельев), о котором рассказали Елена Геннадьевна Летовальцева и Наталья Александровна Маурина, коллеги из Пинюгской библиотеки семейного чтения им. А.И. Суворова. В середине 20-х годов в Москве образовалась православная община, получившая благословение у архиепископа Филиппа (Гумилевского). Её члены были тогда совсем молодыми – старшему из них, будущему архимандриту Сергию (Савельеву), не исполнилось и двадцати пяти. Не просуществовав и нескольких лет, в 1929 году община, была разорена, общинники арестованы, заключены в лагеря, отправлены в отдалённые ссылки. Но именно в этом гонении они увидели особое Божье благословение, переписывались, отправляли посылки, устраивали свидания, поддерживали друг друга, помогали нести жизненный крест. 2 июня 1931 года, находясь в Пинюгском лагере, Василий принял монашеский постриг и имя в честь преподобного Сергия Радонежского. Вступив на монашеский путь, о. Сергий берет полную ответственность перед Богом за родную семью. Родным он напишет: «Отдай на это все силы, а, если нужно, то и жизнь... Когда у вас тишина и единомыслие, тогда у меня радостно на сердце, а когда нестроения, тогда мрак подавляет меня... Живите сердцем так, как будто вы живёте не в миру, а в монастыре. Только монастырь ваш не за каменной стеной, а раскинут по всему белому свету». О судьбе священника, прожившего в бесчисленных лишениях и испытаниях, но одновременно наполненной любви к Богу и Святой Церкви, участники чтений слушали со слезами на глазах.

Тема следующего доклада «Политические репрессии в Верхнелалье» была успешно раскрыта автором, краеведом из Сыктывкара Николаем Михайловичем Токмаковым. Изучение архивов по истории села заставило обратить внимание исследователя на волну политических репрессий, которая прокатилась по Лузскому району. Репрессии против духовенства проводились в стране с 1917 по 1950 год. Но больше всего лальских священнослужителей пострадало в 1937 году. Арестованные священники после предъявления им обвинений содержались в Великоустюжской и Котласской тюрьмах, далее были переведены в лагеря. Арест церковного причта привел к тому, что решением районных властей была закрыта Михайло-Архангельская церковь в с. Верхнелалье, ценные предметы описаны и вывезены, иконостас разобран, золотое покрытие смыто и отправлено в казначейство, часть утвари сожжена, колокол снят и увезён в металлолом. Сейчас, спустя три четверти века, жители Верхнелалья пытаются спасти церковное здание от разрушения и вернуть доброе имя тем, кто с горячей молитвой, благоговейно и самоотверженно отдавали себя служению Богу.

Каждый человек несёт свой крест. Каждая история жизни уникальна и неповторима. О судьбе Марии Сергеевны Урванцевой, которая еще в младенчестве была благословлена императрицей Александрой Фёдоровной, рассказала зав. выставочным залом Лальского историко-краеведческого музея Светлана Николаевна Логинова.

Во все времена пожертвования на храм, пожертвования Богу были обычным делом для всякого человека. Любой верующий считал, что, получая от Бога что-то, нужно быть благодарным. Тему дарителей и жертвователей для храмов Лальской округи «Всякое даяние да будет благо» озвучила заведующая сектором Лальского районного историко-краеведческого музея Юлия Феликсовна Страздынь. Пожертвования в храм в виде богослужебных книг, книг для душеполезного чтения, а также в виде вещей, которые употреблялись в церкви, например, лампады, кресты, чаши, оклады к Евангелию и иконам, сами иконы, свечи, вино, ткань, масло для лампад приносили не только зажиточные жители Лальска, но и крестьяне. Пожертвования даже могли быть принесены храму в виде земельного участка. Самыми щедрыми благотворителями были семьи Сумкиных, Прозоровых, Савватиевых, Шестаковых. Надо отметить, что большинство храмов в Лальске были построены на купеческие вклады. К благотворительности относились не только как к средству общественного благоустройства, но, преимущественно, как к способу нравственного совершенствования и делу спасения души.

Обаянием древности окутан город Сольвычегодск: старинные храмы, каменные палаты купцов. Река Вычегда одарила город живописными пейзажами, чистым воздухом, приветливостью своих берегов. Появление в XV веке первых поселенцев на берегу Соляного озера у реки Усолки было связано с соляным промыслом и с появлением в этих краях деятельных и предприимчивых людей Строгановых. Тех самых, без которых невозможно представить себе Россию 17-19 веков. Развивая в городе различные ремесла, в том числе и художественные, Строгановы внесли значительный вклад в историю русской культуры, в строительство храмов и в их благолепие. Увлекательную историческую экскурсию для всех слушателей чтений к истокам основания и строительства выдающихся храмов северного зодчества старинного городка, а так же их духовной жизни, нелёгкой доле настоятелей и прихожан во времена гонений, разрушения и возрождения из руин, провела Марина Алексеевна Щеголихина, краевед из Котласа. А Галина Александровна Подойницына из с. Шипицыно Котласского района рассказала о возрождении на Туровце праздника Туровецкая Конная. Через века прошёл к нам праздник Туровецкой Конной – как и в старину со всей страны съезжаются в этот день многочисленные поклонники святого места. «Однажды на лошадей напал мор по всей округе, тогда на Туровце отслужили молебен, и случилось чудо: болезнь отступила. Этот день назвали Туровецкой Конной». Издавна этот праздник посвящается лошадям. Служится молебен, чтобы уберечь коней от болезней, устраиваются ярмарки, поминают усопших.

Чтения, прошедшие на одном дыхании, в одном темпе, в доброжелательной обстановке завершились вручением дипломов. По окончании чтений можно было познакомиться с выставкой «Русь покаянная», рассказываемая о судьбе священнослужителей Лузского района.

В этот же день гости и участники  чтений посетили жемчужину Лузского района – старинный Лальск с его древними соборными храмами, кладбищенским некрополем и краеведческим музеем. А на следующий день смогли принять участие в праздничном богослужении, посвящённом памяти преподобного Леонида Устьнедумского во Введенском храме д. Озерской, приложиться к мощам преподобного, окунуться в святой речке Недуме и легкой грустью при расставании ждать новой встречи.

Н. ЛЫЧАКОВА.

Комментариев: 0




Ваше имя:
Текст комментария:




Последние статьи



Свежие комментарии

семен: доколе
Юля Верёвкина: Это мой дедушка. Я так им горжусь что нет предела!
Иван: уже февраль 2016 года, но перрон так и недостроен хотя есть решение Московского арбитражного суда), ...
Илья: Молодцы железнодорожники!
гость: Наденет он не лейтенантские, а погоны юриста 3 класса (в прокуратуре нет воинских званий). Приложени...
живу я здесь: не могу понять (местные инициативы быть инициативными наш общий дом) я плачу ВСЕ налоги сборы акцизы...
Редакция: Свежие номера не выкладываем в интересах сохранения издания на бумажном носителе.
добрынин: Здравствуйте уважаемые земляки.Читаю вашу газету с удовольствием, чтоб быть в курсе районных событий...
болельщик: А в целом наша команда какое место заняла?
гена: хороша песня марш бессмертный полк геннадия шишкина