Успех – в модернизации

4 августа 2014 09:52


Предприниматель Валерий Иванович ШЕМЕЛОВ провёл модернизацию своего основного предприятия, называемого по-старинке Лузский ремзавод. С какой целью и что в итоге получилось – Валерий Иванович делится опытом.  

Лузский РМЗ: этапы деятельности    

Директорское кресло мне передал в 95-ом А.П. Боричев, контрольный пакет акций к тому времени был куплен москвичами. Естественно, начал руководить в тех условиях, какие диктовались сверху. Предприятие регулярно поставляло обрезную доску, самостоятельно решало внутренние проблемы. Денег не хватало, зарплата задерживалась, возникали перебои с поставками мазута для котельной. Чтобы выжить, приходилось крепко «крутиться». Времена были интересные, иногда происходило не так, как задумывал, но опыт первых рыночных шагов бесценен. Успехам – радовался, за неудачи – корил себя.

Следующий этап – апрель 98-го. После очередного назойливого визита к москвичам о помощи предприятию, получил от них категоричное «Нет!» и… предложение о частичной самостоятельности: аренду с правом выкупа. В июне оформил предпринимательство. За последующий год мы рассчитались за оборудование, а так как правоустанавливающих документов у нас не было, ежегодно приходилось перезаключать договор аренды. В 2001-м можно было оформить цех на себя, но не хватило юридической грамотности, и цех потеряли. Мы отправились на вольные хлеба: в августе 2002-го перебазировались в Соколино. В цехе ремзавода дела после нашего ухода пошли, по-видимому, не шатко - не валко, потому как вскоре владелец стал его продавать.

В 2006-м состоялась сделка: 49 процентов акций досталось нам, лузянам, 51 – москвичам. Произошедший далее экономический кризис в стране подтолкнул вопрос о выкупе долей, и в ноябре 2011 года вопрос о собственнике решился окончательно: предприятие полностью перешло под мой контроль.

Цель – производство с законченным циклом

К модернизации производства приступили сразу после приобретения. В 2012 году купили здание, расположенное рядом с цехом, сделали там свою котельную. При бесплатном топливе – опилке – только за один сезон сократили затраты по теплой энергии вдвое – платили коммунальщикам более миллиона рублей. Возвели сушилку, лесопильную линию, запустили строгальную линию, купили китайский грузовик. Понятно: свободных средств, что зарабатывали в это время, не хватало, поэтому брали кредиты – сейчас по ним расплачиваемся. В ближайших планах – расширение сушильного хозяйства и наращивание объема готовой продукции до 1000 тысячи кубометров. Жизнь заставляет идти в глубокую переработку, искать новые рынки сбыта и разумно экономить средства. Топтание на месте – смерти подобно: не выжить.

Отказ от лесозаготовки 

Второй интерес предпринимателя до недавних пор – лесозаготовка. Занимался основательно до этого года, но…решил отказаться. Чтобы успешно двигаться в этом направлении, надо минимально иметь 80-100 тысяч кубометров арендных лесов в год. Лесозаготовительному комплексу нужны делянки по минимуму тысяч на пять, не меньше. Таких в районе уже нет. В прошлом году из двадцати наделах, только в пяти имелось свыше тысячи кубов леса, в остальных – по менее пятисот. Понятно, за нужду и это неплохо, но лучше сосредоточить усилия на глубокой переработке, а пиловочник покупать.

«Илим» идёт – берегитесь, «ленточки» 

Крупный лесозаготовитель, коим в ближайшем будущем намерена стать в нашем районе компания «Илим», будет диктовать цену пиловочнику. Купить по ней смогут только высокотехнологичные предприятия. Мелкие производства, с так называемыми «ленточками», постепенно будут закрываться. Не сразу, конечно, но процесс банкротств будет запущен. Уже сейчас предлагаемую цену – 2-2,5 тысячи рублей за кубометр – выдерживают не все: себестоимость высокая, а рынок сбыта замер. 

Москва уходит с горизонта    

Основной рынок сбыта для лузских лесопереработчиков – Москва. Но те, кто там закупает и торгует пиломатериалами, уже рьяно не кидаются на нашу «обшиву», хотя по качеству она ничем не отличается от зарубежных аналогов. Стали смотреть на лиственницу, дубы, другие дорогостоящие прочные материалы. Сухой обрезной пиломатериал уходит из столицы на периферию, в Подмосковье, где активно ведётся строительство дач, коттеджей.

Лес мельчает – на клей переходим

Средний диаметр кругляка в недалеком прошлом был в пределах 28 см, сейчас – 20. Лес вырубается, мельчает. В будущем вполне возможно широкое распространение получит производство клеёных конструкций – Запад уже ушёл в эту сферу. По своим технологическим качествам клеёная продукция лучше, чем монолитная. Но вопрос переориентации производств зависит от финансовых возможностей: хорошее оборудование стоит больших денег. Комбинату в Демьяново в этом плане можно позавидовать: люди вложили в производство огромные капиталы. В целом, если брать во внимание отрасль, быстрых денег на лесе не заработаешь – это не нефть и газ, поэтому мало кто рискует в неё вкладывать.

Скупой платит дважды

Наступаю на эти грабли постоянно. Сколько раз зарекался просчитывать всё наперёд, не экономить на покупке качественного оборудования. Приобрели котельную на один мегаватта, её мощностей с расширением сушильного хозяйства явно будет не хватать. Разница в цене между одно- и двухмегаваттной была небольшой, и надо было подумать о запасе. Ведь, чтобы установить на место оборудование, потребовалось вскрывать крышу, искать кран…

Слабые места

В технологических цепочках лесопереработки ещё много ручного непроизводительного труда. Поставили новый лесопильный станок – сортировка не успевает, надо как-то усовершенствовать процесс.

Финансовая стабильность – уверенность в завтрашнем дне   

Численность персонала в основном цехе переработки – 65 человек. Средняя зарплата – чуть не дотягивает до уровня по лесной отрасли, но поднималась за последние полгода два раза – по мере роста производительности труда. Финансовая стабильность предприятия сейчас как никогда важна – даёт работникам уверенность в завтрашнем дне. Это тоже немаловажный фактор в успешной работе предприятия.

Записал Александр АБРАМОВ.

Фото автора.

Комментариев: 0




Ваше имя:
Текст комментария:






Свежие комментарии

семен: доколе
Юля Верёвкина: Это мой дедушка. Я так им горжусь что нет предела!
Иван: уже февраль 2016 года, но перрон так и недостроен хотя есть решение Московского арбитражного суда), ...
Илья: Молодцы железнодорожники!
гость: Наденет он не лейтенантские, а погоны юриста 3 класса (в прокуратуре нет воинских званий). Приложени...
живу я здесь: не могу понять (местные инициативы быть инициативными наш общий дом) я плачу ВСЕ налоги сборы акцизы...
Редакция: Свежие номера не выкладываем в интересах сохранения издания на бумажном носителе.
добрынин: Здравствуйте уважаемые земляки.Читаю вашу газету с удовольствием, чтоб быть в курсе районных событий...
болельщик: А в целом наша команда какое место заняла?
гена: хороша песня марш бессмертный полк геннадия шишкина